Разные системы и сервисы мониторинга и аналитики соцмедиа создаются программистами, социологами, аналитическими агентствами. Наша сделана практиками digital-рынка и отражает опыт агентств, работающих в интернет-рекламе. Эту разницу можно заметить в подходе.
Наш взгляд на метрики измерений в соцсетях, на содержание отчетов, на удобство работы с интерфейсом исходит из опыта работы с KPI наших клиентов, с их потребностями и удобствами.
Разработка первого варианта системы началась осенью 2009 года. В разработке требований и модели оценки метрик принимали участие специалисты агентств Sterno.Ru и AdWatch Isobar, консультантом по компьютерной лингвистике выступил Станислав Задорожный, работающий в Яндексе.
Весной 2010 года вторая версия вышла в свет, уже под названием BrandSpotter. С декабря 2010 начались продажи на рынке. Все это время, при бесценной помощи коллег из AdWatch Isobar и Sterno.Ru, мы совершенствовали те функции сервиса, которые на самом деле интересны клиентам — менеджеры этих агентств вместе с нами мучались над объяснением клиентам непонятного и переделыванием неудачного, чтобы в итоге получилась практичная и удобная система мониторинга социальных медиа. Наша благодарность названным выше агентствам — вечна и безмерна.
Осенью 2011 года была выпущена третья версия продукта. Мы надеемся, что работа с ней не вызывала трудностей и удовлетворяет наших клиентов. И мы продолжаем разрабатывать новые функции и улучшать систему определения эмоциональной тональности высказываний, ключевой компонент BrandSpotter.
С осени 2010 года у нас работает и аналитический отдел, наши аналитики набрали опыта интерпретации данных присутствия в блогосфере брендов и организаций из самых разных отраслей и секторов. Набор вопросов, на которые должен отвечать хороший аналитический отчет, чтобы клиент четко и понятно увидел все, что хочет знать о репутации своего бренда — это еще один фронт нашей работы. Отчеты BrandSpotter уже приносят реальную пользу нашим клиентам.
Этот год мы посвятили расширению базы источников. Добавлены комментарии к товарам из Яндекс.Маркета, Озона и многих крупных интернет-магазинов и сайтов ритейла; объявления из Торг@Mail.ru и других сайтов продаж; тысячи региональных и нишевых форумов; Facebook, Instagram, Google+ и другие соцсети. Отдельная большая работа проведена по источникам Казахстана — мы превратились в уникального поставщика данных по Казахстану.
К этому времени BrandSpotter используют более 100 клиентов.
Запущен анализ частотности слов, введены четыре типовых аналитических отчета, добавлен ряд онлайн-СМИ, существенно расширены автоматические отчеты и сделано много интерфейсных улучшений. Система стала мощным аналитическим инструментом, а у нас появилось много зарубежных клиентов.
BrandSpotter продолжает наращивать аналитические возможности: теперь одно сообщение может относиться к любому количеству тем и подтем в аккаунте, иметь в каждой свою тональность, а при подсчете количества сообщений о бренде или конкурентах учитываться только один раз. Это важно, например, при оценке сообщений, имеющих и негативный и позитивный контекст («работа была хорошая, но платили мало»). Качественно рассортированные данные существенно упрощают и ускоряют работу аналитиков.
Количество сообщений в социальных медиа растёт, поэтому мы делаем упор на удобство работы с большими массивами данных. Теперь пользователи BrandSpotter могут тегировать сообщения, осуществлять поиск по всем сообщениям за любой период с использованием удобного языка запросов (например, отыскать все сообщения о бренде без определённого слова). Упоминания теперь можно добавлять в избранное. По запросу клиентам доступна статистика взаимодействия пользователей с контентом: количество лайков, комментариев, нажатий «поделиться», просмотров видео.
Мы продолжаем работу над увеличением базы источников, делая упор на площадки крупных ритейлеров, таких как Wildberries и Ulmart, и сайты отзывов о товарах и услугах. BrandSpotter теперь умеет отдавать клиентам данные по социально-демографическим характеристикам пользователей (по запросу), появились новые метрики, такие как «вероятностный охват» (количество предположительных просмотров сообщения), которые будут вскоре внедрены в интерфейс BrandSpotter.
Оставайтесь с нами. Будет интересно.
Команда
Выпускница МАИ (прикладной математик), почетный член Тартуского Университета, основатель компании Sterno.Ru, один из авторов идеи Брендспоттера. Ненавижу то, что называется на рынке «скрытым маркетингом» или «агентами влияния» — и счастлива, что теперь могу доказать и с цифрами в руках по результатам нашего мониторинга, что официальное реагирование в среднесрочной перспективе отражается на бренде куда лучше.
В 2010 году, когда я руководил онлайн-маркетингом в отделе SMB и Midmarket в российском подразделении Microsoft, меня позвали в работать в BrandSpotter. В своей работе в Microsoft я каждый день ощущал нехватку инструмента, который мог бы выдавать количественные показатели по упоминаемости бренда и конкурентов, а также предоставлять возможность оперативно реагировать на вопросы клиентов. На приглашение работать в Brandspotter я согласился, не раздумывая — потенциал инструмента был очевиден. По прошествии четырех лет мы видим, что спрос на мониторинг, аналитику и реагирование ждал взрывной рост, потому что мониторинг — эффективный способ повысить эффективность бизнеса.
С 2003 года работала в студии веб-разработки W-M.ru, с 2004 на позиции руководителя службы поддержки, затем в нескольких рекламных агентствах, в том числе в Sterno.ru, где развивала отдел по работе с репутацией в сети.
Для меня крайне важна концепция работы, основанная на взаимоуважении и честности между компанией и клиентами и на аналитическом подходе. Поэтому в работе мы, например, не используем «скрытых» агентов влияния на форумах и в социальных сетях и работаем исключительно от лица бренда, создавая официальную линию реагирования.
Со временем, отстроив работу отдела репутации Sterno.ru, я перешла в Brandspotter, так как его возможности позволяют моим клиентам работать наиболее эффективно: независимо от того, корпоративные ли это клиенты или небольшие частные бизнесы.
Закончила отделение религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова, по призванию этнограф современности. Рассматриваю анализ социальных медиа как полевое исследование. В качестве развлечения изучаю скрытые верования и маргинальные политические движения. Также вхожу в число основателей независимого Восточного Бюро этнополитических исследований.
Закончил Харьковский Национальный университет радиоэлектроники, диплом по интеллектуальным методам анализа текста. Интересовался общей историей и развитием информационных технологий, информационной архитектурой, писал колонки в «Компьютерру» и на «Вёбпланету». Люблю красиво решать сложные задачи и извлекать смысл и пользу из больших объёмов данных.
Филипп Чудинов, ведущий разработчик, визионер продукта, автор исходной концепции
Татьяна Болгарова, руководитель службы асессоров
Программисты, веб-разработчики, инженеры, техподдержка
Аналитики, подготовщики данных, асессоры