Ico-fb Ico-twitter Ico-sn-1
Английский Русский

Блог Брендспоттера

29 октября 2016

Как выглядит отзыв лицензии банка в соцсетях?

В последнее время сообщения об отзыве лицензий банков стали почти рутинной частью  ленты новостей. Но даже на этом фоне история Арксбанка стоит особняком (и продолжает развиваться) – ведь в этом случае отзыв лицензии вскрыл не просто излишне рискованное поведение руководства банка или подозрительные, но формально законные операции, а полномасштабное мошенничество с параллельной системой учета вкладов.

Мы проанализировали массив упоминаний Арксбанка с 1 июля до 23 августа, чтобы попытаться понять: было ли какое-то движение накануне отзыва, как отреагировали соцсети на ключевые поворотные моменты этой истории, где было сосредоточено их обсуждение, что говорят нам эти данные?

Хронология событий:

• 18 июля Банки.ру сообщили о отключении Арксбанка от системы БЭСП.

• 19 июля ЦБ России официально объявил об отзыве лицензии банка.

• 25 июля было объявлено, что банком-агентов по выплатам в рамках системы страхования вкладов станет Сбербанк

• 1 августа стало известно, что банк вел внесистемный учет вкладов
 
• 3 августа стало известно, что банк не выполнял свои обязанности как налоговый агент вкладчиков
 
• 16 августа АСВ провело специальную встречу с забалансовыми вкладчиками банка
 
• 17 августа АСВ объявило о том, что забалансовые вклады будут внесены в реестр вкладчиков для компенсации
 
• 18 августа СМИ сообщили о том, что в Арксбанке работала команда, уже известная по ситуации с Мособлбанком

 

Общие цифры: 

1907 упоминаний, в том числе:

450 упоминаний в день отзыва лицензии

386 упоминаний 1-2 августа по итогам сообщений о мошенничестве в банке

 

Распределение по платформам:

 

 

Есть резкий контраст между платформами, на которых обсуждалась ситуация с банком, до объявления об отзыве лицензии и после.

В “мирный” период (1-17 июля) основная масса упоминаний банка приходится на форумы Banki.ru (почти 54% всех упоминаний), тогда как с момента появления новостей об отключении банка от БЭСП на первый план выходит Twitter (60%) и Вконтакте (27%), а Banki.ru остается на третьем месте с огромным отставанием (менее 4%). О характере упоминаний в этот период - см ниже.

 

1-17 июля 2016

18 июля - 23 августа 2016

 

Форум Banki.ru менее зависим от новостной повестки дня и более движим непосредственно сообщениями вкладчиков

Пользователи форумов Banki.ru активнее обсуждали странности в работе банка накануне и новости о вскрывшихся механизмах мошенничества после отзыва лицензии, чем саму новость.

 

…тогда как уровень активности по теме в Twitter определяется именно новостным фоном:

 

 

Сообщения накануне отзыва лицензии упоминают вероятность такого развития событий

Упоминания Арксбанка накануне отзыва лицензии носят смешанный характер: с одной стороны мы видим рутинные жалобы на действия сотрудников, на которые представители банка так же рутинно реагируют (“будет проведено расследование и выяснены... неудобства. Всегда рады видеть Вас в наших структурных подразделениях”). 

С другой стороны, здесь же и обращения по поводу настораживающих фактов: невыплата банком налога за вкладчика, изменение графика работы, отсекающее возможность зайти в банк после работы и т.д.

 

Синдром МММ

Часть сообщений указывает на то, что многие из вкладчиков совершенно осознанно подходили к тому, что банк не внушает доверия. В сообщениях содержатся упоминания возможного отзыва лицензии (без паники), и оговорки относительно того, что вклад “естественно” ниже барьера АСВ, даже подозрения относительно того, что в Арксбанке практикуется “тетрадка” (внесистемный учет вкладов).  

Некоторые из участников дискуссий даже ожидают каких-то сигналов от банка, которые помогли бы им вовремя изъять свои деньги (т.е. имеет место “синдром МММ” – люди воспринимают себя частью одной команды с банком, которая играет против ЦБ)ю 

Например уже 17 августа вкладчик одного из банков спрашивает: может ли звонок из его банка с просьбой сообщить ИНН для выплаты налога быть каким-то сигналом вроде СМС от Арксбанка с предупреждением о возможном телефонном мошенничестве, разосланного накануне отзыва лицензии (тогда обсуждалось, не является ли это попыткой предотвратить общение вкладчиков с представителями ЦБ, расследующими ситуацию в банке).

 

Социальные сети – не место для признаний

Люди предпочитают не делиться личными новостями о том, что их затронули события такого рода онлайн (за пределами тематических групп/форумов). Мы не нашли сообщений вкладчиков банка на таких площадках как Одноклассники и Вконтакте в день объявления об отзыве лицензии (более того лишь 16% сообщений в Вконтакте в эти два дня вообще принадлежат частным учетным записям, а не тематическим пабликам и группам .

Практически весь замеченный нами обмен практической информацией между вкладчиками банка происходит на форумах (на Bank.ru в частности) и группах вкладчиков банков с отозванными ранее лицензиями в Вконтакте. 

Вкладчикам банков, волнующихся относительно их надежности, мы бы советовали следить за обсуждениями на форуме своего банка на Bank.ru – здесь вы скорее узнаете о каких-то настораживающих симптомах. Вконтакте – наиболее полезная платформа для координации усилий вкладчиков, если требуется помощь во взаимодействии с АСВ и т.д. Twitter – преимущественно новостная платформа, ценная в первую очередь скоростью распространения контента, но в плане собственно содержательной информации почти полностью завязанная на традиционные новостные ресурсы.  

 

 

 

 

 

 



Об авторе

Илья Ермолаев
Илья Ермолаев,
директор по продажам и маркетингу Brandspotter.ru

Я закончил РГГУ с дипломом «древнебуддийские заимствования в бурятских сказках», затем работал менеджером проектов в компании Финам, с ноля участвовал в создании стартапа Cars.ru, и затем занимался онлайн-проектами Microsoft в сегменте B2B. В Brandspotter практически с самого основания и активно продвигаю идею о необходимости мониторинга в социальных медиа.
мероприятия1общество2исследования6политика3выборы2репутация6конференция3имидж1Human resources1юмор1социальные сети5мониторинг21исследование20new1поиск1обновление11интерфейс2мастер-класс3семинар1статья3приглашение1выступления2форумы2обновления2авиакомпании3стейкхаусы2аккаунты1вебинар1рупутация1репутационный менеджмент3pr2презентация1HR3аналитика14аккаунт1бренд2соцмедиа3бренды1РАСО3Медиалогия3отзывы3ozon.ru1телешоу1телевидение1бизнес1тариф1цены1видео1закон1демо-аккаунт1brandspotter10смм1навальный1social fog1реагирование3высказывания1маркетинг5translate1big data1цифры1западный опыт1smm4socialbakers1social media2контент2доклад1slideshare2разработка2фичи4женщины1ios1google play1adwatch1новости3метрики1buzz1выступление1лидогенерация1темы1теги1крым1офлайн1онлайн1покупки1туризм1сервисы2инвестиции1интранет1Вирусный маркетинг1рекомендации1Банки6сотрудничество1banki1недвижимость1вконтакте1кейс1мессенджеры1Всемирный11Москва1функционал3