Ico-fb Ico-twitter Ico-sn-1
+7-499-753-2001

Блог Брендспоттера

27 июня 2017

Деспотека. Ипотечные банки в социальных сетях

Ввязаться в ипотеку — одно из самых обдуманных (или нет) решений, которое принимает современный человек в жизни. С одной стороны — свое долгожданное жилье, с другой — годы выплат, переплат, неуверенности в финансовом будущем. Именно этому посвящена львиная доля качественных сообщений об ипотеке в социальных медиа.  

Месяцы, которые предшествуют принятию решения, человек проводит в обнимку с калькулятором, напоминая сумасшедшего ученого, решившего отыскать формулу мироздания. Он также строчит посты в социальные сети, читает отзывы людей, уже решивших для себя «да» или «нет», изучает новые термины, такие как «перекредитование» и «аннуитетный платеж». Только с 1 мая по 23 июня слов  «ипотека» в социальных сетях  упоминается более 290 000 раз!

Мы решили посчитать, насколько популярность банков по количеству выданных кредитов (таблица — агентства «РИА Рейтинг») коррелирует с их упоминаемостью в социальных медиа. Когда человек упоминает конкретный банк, он либо интересуется у его клиентов, каковы там условия, либо сравнивает в одном посте условия в нескольких банках, либо, может быть, спрашивает совета у сотрудников кредитной организации.

Взглянем на топ-10 банков по объему ипотечного кредитного портфеля, выдававших ипотечные кредиты по данным на 1 ноября 2016 года (в более свежей статистике, которая появилась после начала сбора данных, первые 9 мест не изменились, на 10-ом месте банк «Санкт-Петербург» уступил банку «Возрождение» с примерно равными портфелями кредитов).

 

ипотека 1.png

 

Теперь посмотрим, какова упоминаемость банков по данным BrandSpotter (в привязке к терминам, связанным с ипотекой), сравним показатели, а также узнаем, какие банки больше упоминаются в социальных медиа, но имеют меньший кредитный портфель. Зеленые и красные числа в таблице означают место банка в рейтинге «РИА Рейтинг» по отношению к рейтингу упоминаемости в социальных медиа.

 

1.png

В целом очевидно, что количество выданных кредитов напрямую влияет на упоминаемость бренда в социальных медиа —места банков в наших рейтингах практически совпадают, в плюс-минус одну позицию, кроме трех банков. Даже сами цифры количества упоминаний банка у шести банков из десяти выстраиваются в более-менее четкую пропорцию с осенними объемами кредитования, особенно четко видна пропорциональность у самых сильных игроков — Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк.

А теперь посмотрим на исключения. Россельхозбанк отличается по положению в нашем рейтинге всего на единицу, но в абсолютных цифрах можно заметить, что он упоминается вдвое чаще, чем можно ожидать пропорционально его доле выдаваемых кредитов. Это может говорить о более грамотной диджитал-стратегии банка или быть результатом объемных партнерских программ с риэлтерскими компаниями и девелоперами.

Еще более заметна эта разница у сравнительно небольших игроков —  Райффайзенбанка и РОСБАНКа: занимая нижние строчки топа по объему кредитов с несколькими десятками миллиардов рублей, у нас первый поднимается на 5-ое, второй на 7-ое место, а количество их упоминаний в социальных медиа составляет четырехзначные числа, а не трехзначные, как предсказывала бы простая пропорция. У Райффайзенбанка, известного своим бодрым и активным SMM, объем упоминаний в связи с ипотекой превышает пропорциональный в четыре с половиной раза! Можно только поздравить маркетинг банка.

Есть и не понявшие диджитал банки: ДельтаКредит, выдававший почти столько же кредитов, сколько Россельхозбанк, получил меньше чем половину упоминаний по сравнению с последним, а Связь-банк, чей объем кредитования около половины от Россельхозбанка, упоминается ровно в десять раз меньше. В результате Связь-банк с его солидным 6-ым местом в рейтинге РИА оказался на последнем месте нашей десятки: найденные 364 упоминания для банка с таким объемом кредитования — это практически полная невидимость в интернете.

 

Площадки, на которых упоминаются банки

 

1.png

Самое главное открытие — на рынке застройки и смежном с ним рынке ипотеки виден растущий интерес к Instagram. Если раньше эта социальная сеть была площадкой, на которой пытался рекламироваться малый бизнес, то теперь девелоперы решились тратить бюджеты на продвижение своих объектов в этой сети. Довольно логично: объекты недвижимости рекламируются в первую очередь фотографиями, почему бы не показывать их и в фотоленте пользователей Instagram? Сейчас таких объектов — и при этом с упоминанием возможности ипотеки — публикуется более 2 тысяч постов в неделю.

 

 

Примеры постов:

 

1.png

 

В целом, по количеству сообщений, как видно из графика выше, лидирует Вконтакте.

Эта социальная сеть, как всегда, наполнена живыми историями, в том числе, о плюсах и минусах ипотеки и о людских взаимоотношениях:

 

2.png


Соцсеть Одноклассники, занявшая третье место, заполонена объявлениями в различных группах о помощи в получении ипотеки, однако встречаются и важные для репутации банков отзывы пользователей:

 

1.png

 

В целом, обсуждение ипотеки, за исключением целевых банковских ресурсов, таких как banki.ru, носит общий характер: люди делятся информацией, что оформили ипотеку (часто без упоминания конкретных банков), обсуждают саму жизнь “после ипотеки” (в частности, укрепляет ли такой долгосрочный кредит семью) и так далее. И странно, что под каждой дискуссией не появляются сотрудники банков со своими советами и специальными предложениями.

\\ Brandspotter, 2017






 



Об авторе

Илья Ермолаев
Илья Ермолаев,
директор по продажам и маркетингу Brandspotter.ru

Я закончил РГГУ с дипломом «древнебуддийские заимствования в бурятских сказках», затем работал менеджером проектов в компании Финам, с ноля участвовал в создании стартапа Cars.ru, и затем занимался онлайн-проектами Microsoft в сегменте B2B. В Brandspotter практически с самого основания и активно продвигаю идею о необходимости мониторинга в социальных медиа.
мероприятия1общество2исследования6политика3выборы2репутация6конференция3имидж1Human resources1юмор1социальные сети5мониторинг21исследование19new1поиск1обновление9интерфейс2мастер-класс3семинар1статья3приглашение1выступления2форумы2обновления2авиакомпании3стейкхаусы2аккаунты1вебинар1рупутация1репутационный менеджмент3pr2презентация1HR3аналитика14аккаунт1бренд2соцмедиа3бренды1РАСО3Медиалогия3отзывы3ozon.ru1телешоу1телевидение1бизнес1тариф1цены1видео1закон1демо-аккаунт1brandspotter8смм1навальный1social fog1реагирование3высказывания1маркетинг5translate1big data1цифры1западный опыт1smm4socialbakers1social media2контент2доклад1slideshare2разработка2фичи2женщины1ios1google play1adwatch1новости3метрики1buzz1выступление1лидогенерация1темы1теги1крым1офлайн1онлайн1покупки1туризм1сервисы2инвестиции1интранет1Вирусный маркетинг1рекомендации1Банки6сотрудничество1banki1недвижимость1вконтакте1кейс1мессенджеры1Всемирный1Москва1функционал1