Ico-fb Ico-twitter Ico-sn-1
English Russian
+7-499-753-2001

Блог Брендспоттера

22 июня 2017

«Всемирный» интерес

Какие темы будоражат умы пользователей Интернета в отношении национальных карт.

С 1 марта 2017 года россияне обсудили карты «Мир» на разных соцплощадках более 7,8 тыс. раз. Всплеск интереса к национальным картам начался с момента публикации информации о том, что пенсионеры смогут получать пенсию на «Мир» с лета. Таковы данные исследования мониторингового сервиса BrandSpotter специально для Банки.ру.

Тренды и заблуждения

BrandSpotter проанализировал крупнейшие социальные сети на предмет обсуждения в них национальной карты «Мир». Выяснилось, что только с марта 2017 года по запросу «платежная карта Мир» в соцсетях имеется свыше 7,8 тыс. упоминаний с данным словосочетанием. Интересно, что до начала июня в соцсетях было на 5 тыс. упоминаний меньше. Но чем ближе срок перевода бюджетников на карту «Мир», тем больше инфоповодов в связи с ней появляется в СМИ и тем более явно растет интерес к этой теме.

По словам исполнительного директора BrandSpotter Анны Мусатовой, первый пик упоминаний приходится на начало – середину мая, когда была опубликована информация о том, что пенсионеры смогут получать пенсии на карту «Мир» после 1 июля 2017 года.

Как видно, рост количества обсуждений карт «Мир» пошел еще во время первого и второго чтения законопроекта, устанавливающего сроки перевода бюджетников на карты «Мир». 21 апреля законопроект был принят Госдумой в третьем, окончательном, чтении. А во время майских праздников, когда закон был подписан президентом России, обсуждение темы населением вышло на новый уровень.

Бум интереса людей пришелся на первую декаду июня – тогда в СМИ прошла информация о том, что карта «Мир» станет… зачеткой. Однако эта информация является неверной.

«Карта «Мир» не может стать зачетной книжкой, — заявили Банки.ру в пресс-службе НСПК. — Она может иметь функционал идентификатора при доступе к различным нефинансовым сервисам. НСПК реализовала такую возможность на технологическом уровне. В дальнейшем банки сами принимают решение, какой нефинансовый функционал добавить на карты «Мир», исходя из потребностей своих клиентов. По похожему принципу, например, карта жителя Башкортостана банка «Уралсиб» поддерживает электронно-цифровую подпись, которая позволяет дистанционно подписывать документы на портале госуслуг».

Упоминаемость словосочетания «платежная карта Мир» при обсуждениях в соцсетях, 2017 год 

Хотим все знать

В целом тональность обсуждения карты «Мир» в соцсетях скорее положительная – россияне склонны поддерживать национальный продукт и уменьшение зависимости от западных платежных систем. Но и вопросов у людей возникает много.

По словам Анны Мусатовой, активнее всего карту «Мир» обсуждают «ВКонтакте». Чаще всего пользователи обсуждают в соцсетях перевод бюджетников на карты «Мир». На втором месте по частоте – обсуждение работы самой карты (в каких регионах она будет и не будет работать) и возможности отказаться от нее.

Примечательно, что о возможности бюджетников вместо карт «Мир» использовать иные способы получения средств, как и о бесплатности таких карт для сотрудников бюджетных организаций не раз заявляли представители НСПК, ЦБ РФ и депутаты.

«Чувствуется недостаток информации населения о карте «Мир». Людям непонятно, сколько стоит ее обслуживание, обязан ли бюджетник сдавать прошлую зарплатную карту. Виден недостаток четкого и пошагового руководства для граждан по работе с картой. Чтобы люди понимали, в чем ее преимущества не для безопасности государства, а для конкретного гражданина», — отмечает Мусатова.

Интересно, что работу с вопросами жителей России о карте «Мир» в публичном пространстве проводит не только сама Национальная система платежных карт (НСПК – оператор карт «Мир»), например, в разделе «Вопрос – ответ» на Банки.ру, но и кредитные организации.

«У бюджетников карта «Мир» выпускается автоматически и автоматически же появляется в онлайн-банке. Люди часто не понимают, откуда карта там берется. В некоторые, но, к сожалению, не во все треды (нить обсуждения в интернет-форуме. — Прим. Банки.ру) с вопросами приходят сотрудники Сбербанка и дают разъяснения», — рассказывает Мусатова.

Вопрос в группе «ВКонтакте»:

Ответ сотрудника банка:

Ложка дегтя в бочке меда

Конечно, не обходится при обсуждении карты «Мир» без негатива. Впрочем, «ложку дегтя» можно найти при обсуждении любой темы, тем более в Сети.

Есть люди, которые настроены саркастически. Так, пользователи шутят, что карта называется «Мир», а как инструмент платежа она заявлена пока только для России, Белоруссии и Казахстана. Хотя уже известно, что не первый месяц ведутся переговоры с Турцией. Также идут переговоры с Таиландом и ОАЭ.

Есть особая группа православных граждан, которых не устраивает внедрение карт «Мир» по религиозным соображениям. Но эта группа в принципе не использует банковские карты, как и любые электронные средства платежа, старается не пользоваться средствами идентификации, которые предполагают внутри себя чипы или задействуют биометрическую технологию.

Есть те, кого не устраивает пока еще урезанный, по их мнению, функционал карты «Мир». Между тем изначально заявлялось, что национальный проект будет развиваться поэтапно. Например, уже осенью 2017 года будет запущена собственная программа лояльности ПС «Мир».

«Все новое воспринимается зачастую с настороженностью, поэтому вполне закономерно, что в соцсетях, которые являются одним из индикаторов общественного мнения, ведутся обсуждения нового продукта», — объясняет директор департамента маркетинга и коммуникаций НСПК Андрей Нестеров.

Спрашивали — отвечаем

По словам Андрея Нестерова, представительства карты «Мир» появились во всех популярных соцсетях еще в начале 2016 года, когда стартовал выпуск карт. В течение всего минувшего года появлялась информация о развитии сети обслуживания национальных платежных карт и возможностях, которые уже тогда предоставляли карты «Мир» своим держателям.

«В этом году мы часто получаем вопросы о технологических возможностях карты и ее наполнении (есть ли бесконтактные карты, будет ли кэшбек, можно ли платить онлайн) и рассказываем о предложениях и бонусных программах банков-эмитентов, акциях платежной системы «Мир», — говорит Нестеров. — Но, пожалуй, самыми популярными стали вопросы о возможности использования карты за рубежом. Поэтому мы достаточно много рассказывали нашим подписчикам о кобейджинговых проектах – выпуске совместных карт «Мир-Maestro» и «Мир-JCB» с международными платежными системами».

На данный момент эмитировано уже несколько сотен тысяч кобейджинговых карт «Мир», заявил генеральный директор НСПК Владимир Комлев на Международном ПЛАС-форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи — 2017».

У банкиров свой взгляд на публичный интерес к национальному пластику.

Основные вопросы, поступающие в Почта Банк, связаны с возможностью расплачиваться картой «Мир» за границей.

«Это довольно интересно, ведь в среднем объем трансакций в так называемом сегменте cross-border (за рубежом или в зарубежных интернет-магазинах) не превышает 2%. Видимо, клиентов интересует наличие самой возможности проведения таких платежей, даже если фактически этим функционалом они пользоваться не будут, — комментирует вице-президент, директор по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григорий Бабаджанян. — Также относительно часто задают вопрос про карты с бесконтактным интерфейсом – пользователи постепенно привыкают к такой опции и желают видеть ее и на картах национальной платежной системы».

При этом Бабаджанян полагает, что массовое проникновение карт «Мир» среди отдельных категорий граждан (бюджетников, пенсионеров, студентов) начнется уже во втором полугодии этого года. «Распространение среди остальных клиентов будет зависеть во многом от готовности НСПК конкурировать с международными платежными системами за долю рынка рыночными же инструментами. Мы такое желание видим», — отмечает банкир.

По мнению председателя правления Риабанка Бориса Липкина, сегодня остаются многочисленные вопросы как у банков, так и у населения относительно того, как будет происходить интеграция карт «Мир» в мировую платежную систему. Банки в связи с этим волнуют вопросы формирования дохода от операций по конвертации, по трансакциям и другие.

«Что касается внутрироссийских операций, то здесь тоже пока не очень понятно, на чем банкам можно будет зарабатывать. Не брать же комиссии с бюджетников? То есть нет ясности в отношении бизнес-плана по внедрению этих карт и перспектив: какими темпами дальше будет происходить эмиссия карт, какими темпами будет развиваться банкоматная сеть и тому подобное, — перечисляет Липкин. — Допустим, в Китае есть своя платежная система China UnionPay, но там миллиарды карт выпущены, они действуют по всему миру. У нас, очевидно, будут другие масштабы. Что касается населения, как только появится практика использования карт «Мир», тогда, конечно, будет больше ясности и больше доверия к этим картам». 

Источник: banki.ru 



Об авторе

Илья Ермолаев
Илья Ермолаев,
директор по продажам и маркетингу Brandspotter.ru

Я закончил РГГУ с дипломом «древнебуддийские заимствования в бурятских сказках», затем работал менеджером проектов в компании Финам, с ноля участвовал в создании стартапа Cars.ru, и затем занимался онлайн-проектами Microsoft в сегменте B2B. В Brandspotter практически с самого основания и активно продвигаю идею о необходимости мониторинга в социальных медиа.
мероприятия1общество2исследования6политика3выборы2репутация6конференция3имидж1Human resources1юмор1социальные сети5мониторинг21исследование20new1поиск1обновление11интерфейс2мастер-класс3семинар1статья3приглашение1выступления2форумы2обновления2авиакомпании3стейкхаусы2аккаунты1вебинар1рупутация1репутационный менеджмент3pr2презентация1HR3аналитика14аккаунт1бренд2соцмедиа3бренды1РАСО3Медиалогия3отзывы3ozon.ru1телешоу1телевидение1бизнес1тариф1цены1видео1закон1демо-аккаунт1brandspotter9смм1навальный1social fog1реагирование3высказывания1маркетинг5translate1big data1цифры1западный опыт1smm4socialbakers1social media2контент2доклад1slideshare2разработка2фичи4женщины1ios1google play1adwatch1новости3метрики1buzz1выступление1лидогенерация1темы1теги1крым1офлайн1онлайн1покупки1туризм1сервисы2инвестиции1интранет1Вирусный маркетинг1рекомендации1Банки6сотрудничество1banki1недвижимость1вконтакте1кейс1мессенджеры1Всемирный1Москва1функционал2