Ico-fb Ico-twitter Ico-sn-1
English Russian
+7-499-753-2001

Блог Брендспоттера

06 июня 2017

Понятный месседж

Как пользователи Рунета отреагировали на историю с возможной блокировкой мессенджеров на территории России. Статистика использования и упоминания мессенджеров в России.

Четвертого мая Роскомнадзор заблокировал несколько мало популярных на территории России мессенджеров. Причиной стало то, что (как и большая часть мессенджеров, снискавших популярность), их владельцы не предоставляли персональные данные пользователей в Роскомнадзор. В черный список попали: канадский Blackberry Messenger, китайский WeChat и еще ряд совсем уж малоизвестных игроков (11 мая WeChat предоставил нужные данные и был разблокирован).  

Параллельно с этим бродили слухи о том, что следующими станет недоступен Telegram (создатель которого – Павел Дуров – наотрез отказался даже разговаривать с властью о предоставлении данных), Facebook-мессенджер и другие крупные иностранные сервисы, предоставляющие возможность обмена мгновенными сообщениями. Эта новость, в отличие от информации о блокировке WeChat, вызвала больший отклик у пользователей в социальных медиа (см график ниже). Вишенкой на торте стал внесенный в Думу законопроект о контроле над сервисами мгновенных сообщений. Законопроект был представлен на суд депутатов 18 мая, а 25 мая его поддержал Роскомнадзор.


График упоминаемости темы «блокировка мессенджеров», данные BrandSpotter, 2017

 

Всего тему блокировок в мае обсудили 5701 раз, из них почти 2000 сообщений посвящены законопроекту: от политических обсуждений до идей, что делать в случае блокировки любимого сервиса. Бурная реакция пользователей интернета на перспективы блокировки понятна и предсказуема; но за какие именно мессенджеры люди волнуются реально?

Мы решили выстроить рейтинг мессенджеров по упоминаемости в социальных медиа и сравнить его с  количественным рейтингом их популярности у пользователей, чтобы понять, закрытие какого сервиса нанесет самый большой урон пользователям. В рейтинге использовались не только качественные обсуждения мессенджеров (количество обсуждений может быть продиктовано текущей повесткой, как, к примеру, и произошло с Telegram в середине мая или с WeChat в начале), но и вообще все упоминания мессенджеров, в том числе, если пользователь оставил ссылку на них в подписи.

Для сравнения с данными BrandSpotter мы будем оперировать рейтингом использования служб мгновенных сообщений от газеты  «Коммерсант» за март 2017 года. Существует также рейтинг от компании сотовой связи Билайн (за 2016 год), однако он учитывает только мобильных пользователей, что не совсем релевантно задаче, поэтому мы игнорировали  данные этого рейтинга.


Рейтинг мессенджеров (мобильная+десктопная версия)

Газета “Коммерсант” дает следующие данные по популярности мессенджеров в Российской Федерации:


С большим отрывом лидирует Whatsupp, который так и не обзавелся своей десктопной версией (что не мешает ему быть мировым лидером рынка сервисов мгновенных сообщений с 1,3 млрд пользователей по всему миру), второе место у Viber, далее следуют Skype, Telegram и мессенджер Facebook.



Данные BrandSpotter

Нам было интересно посмотреть, какие сервисы мгновенных сообщений являются наиболее упоминаемыми среди пользователей соцмедиа. Важно понять, какие средства коммуникации пользователи выбирают в качестве основных для внешних контактов (например, Whatsupp, по данным упоминаемости в социальных медиа от BrandSpotter, занимает только 4-ое место, по-видимому, потому что является более «интимным» инструментом для общения, чем тот же Viber или Skype; этот сервис в качестве контакта человека использует не никнейм, а реальный номер телефона, поэтому чаще используется для связи с друзьями или коллегами, а не в пабликах и сообществах).

 

На основе анализа более 570 000 сообщений с 1 по 31 мая топ-5 сервисов мгновенных сообщений выглядит следующим образом

  1. Viber - 297780

  2. Telegram - 117888

  3. Skype - 104681

  4. Whatsupp - 57058

  5. ICQ - 29280



Или в виде круговой диаграммы:



Сделаем вывод: Viber является основным средством коммуникации людей, которые стремятся оставить свой личный контакт в интернете на площадках, доступным другим пользователям. 

Второе место по упоминаемости занимает Telegram – вполне понятно, почему количество упоминаний этой площадки не пропорционально доле ее использования как мессенджера: наличие в ней каналов, которых нет в других мессенджерах, превратило Telegram фактически в замену популярному в 2000-х годах формату rss. В одном интерфейсе собирается вся необходимая пользователю информация: отраслевые новости, развлекательные каналы, личная переписка. Фанаты Telegram охотно делятся ссылками в сети на интересные каналы, отсюда рост популярности площадки по упоминаемости в соцмедиа и прирост числа пользователей.

Третье место занимает Skype – де-факто стандарт бесплатного видеообщения в России и сервис групповых видеочатов.

Появление WeChat на четвертом месте связано с обсуждениями его блокировки в начале мая.

Любопытно отметить, что примерно 5% пользователей до сих пор оставляют в качестве контакта ICQ. Впрочем, небольшой частный опрос знакомых, проведенный экспертами BrandSpotter, что подавляющее количество людей старше 30 до сих пор помнят свой номер в этом мессенджере наизусть – наравне с номером паспорта и номером домашнего телефона.  

BrandSpotter, 2017



Об авторе

Илья Ермолаев
Илья Ермолаев,
директор по продажам и маркетингу Brandspotter.ru

Я закончил РГГУ с дипломом «древнебуддийские заимствования в бурятских сказках», затем работал менеджером проектов в компании Финам, с ноля участвовал в создании стартапа Cars.ru, и затем занимался онлайн-проектами Microsoft в сегменте B2B. В Brandspotter практически с самого основания и активно продвигаю идею о необходимости мониторинга в социальных медиа.
мероприятия1общество2исследования6политика3выборы2репутация6конференция3имидж1Human resources1юмор1социальные сети5мониторинг21исследование20new1поиск1обновление11интерфейс2мастер-класс3семинар1статья3приглашение1выступления2форумы2обновления2авиакомпании3стейкхаусы2аккаунты1вебинар1рупутация1репутационный менеджмент3pr2презентация1HR3аналитика14аккаунт1бренд2соцмедиа3бренды1РАСО3Медиалогия3отзывы3ozon.ru1телешоу1телевидение1бизнес1тариф1цены1видео1закон1демо-аккаунт1brandspotter9смм1навальный1social fog1реагирование3высказывания1маркетинг5translate1big data1цифры1западный опыт1smm4socialbakers1social media2контент2доклад1slideshare2разработка2фичи4женщины1ios1google play1adwatch1новости3метрики1buzz1выступление1лидогенерация1темы1теги1крым1офлайн1онлайн1покупки1туризм1сервисы2инвестиции1интранет1Вирусный маркетинг1рекомендации1Банки6сотрудничество1banki1недвижимость1вконтакте1кейс1мессенджеры1Всемирный1Москва1функционал2